Меню
16+

Сетевое издание «По новому пути»

19.03.2021 18:04 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 19.03.2021 г.

Палеонтологическая сенсация с Левашинского района

И снова сенсация – в Левашинском районе найдены ранее неизвестные науке виды окаменевших крабов, которым, по данным палеонтологов, около 120 миллионов лет.

Палеонтологическая сенсация с Левашинского района

Как мы знаем по предыдущим нашим публикациям в Дагестане и ранее были сенсационные находки, которые взбудоражили весь палеонтологический мир. К примеру: находка окаменевшего ихтиозавра в Акушинском районе и позже, окаменелости гигантской черепахи (семейство – Protostegidae Cope), которым более 100 млн. лет. Инициатором этих и последующих находок, о которых далее пойдёт речь, является Хаписов Омар К., который недавно назначен заместителем заведующего МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения», музей которого стал филиалом вышеназванного музея.

Кавказские горы таят в себе множества удивительных находок далекого прошлого. По мнению учёных в меловом периоде, около 120 миллионов лет назад, на месте величественных Кавказских гор плескались воды неглубокого теплого моря — окраины океана Тетис. Спустя миллионы лет мощные тектонические процессы внутри Земли подняли из вод древние слои, сформировав привычные нам пики, хребты и долины. Осадки древнего моря окаменели и оказались на большой высоте. Вместе с этими осадками окаменели и остатки древних животных, которые обитали там, став окаменелостями или их отпечатками. Эти животные в большинстве были совсем не похожи на современных, живущих в морях и океанах, но являлись их далекими предками. Среди таких окаменелостей можно обнаружить кости древних морских рептилий ихтиозавров, плезиозавров, спиральные раковины головоногих моллюсков — аммонитов, ракушки двустворчатых моллюсков, белемниты, панцири морских ежей и многое другое. Хаписов Омар К., который обладает большим опытом сбора, анализа и датировки окаменелостей, в окрестностях с. Леваши обнаружил окаменелые панцири древних крабов, которые ранее не знал научный мир. Ученые-палеонтологи из России и Нидерландов, которые сотрудничали с Омаром, обратили внимание на эти находки и пришли к выводу, что эти крабы являются новыми, никому не известными видами! Важно сказать, что эти древние крабы не были похожи на современных и привычных нам ракообразных. Вымершие крабы мелового периоды были совсем крохотными (до 1 см), а их брюшко не было подогнуто под себя и представляло собой хвостик. Чем-то они напоминали маленьких раков. Только у их далеких потомков брюшко приросло к спине. Ученые, изучив панцири этих окаменелостей крабов, опубликовали статью в престижном научном международном журнале Cretaceous Research (Статья: «Новомеловые крабы (Crustacea, Brachyira) из Московской области и Дагестана (Россия): закономерности в филогении и морфо-пространстве древнейших эвбрахюран (Dorippoialea) (Авторы: Барри В. М., Ван Бакель Эдуард, В. Мычко, Андрей Спиридонов, Джон В. М. Ягт Рене HB Fraaijea)). (Ссылка — It is open access so you can access it through the link below and download a PDF: https://doi.org/10.1016/j.cretres.2020.104675)). Пройдя все этапы научного изучения, выяснилось, что эти находки представляют собой одни из самых древних крабов известных науке! А это значит, что в Дагестане жили возможные предки очень многих современных крабов. И самое главное, новые виды получили свои названия, которые увековечили Республику Дагестан и Левашинский район в научном палеонтологическом мире. В частности, виды левашидромитес корнутус (Levashidromites cornutus) и персонадориппе лавешиенсис (Personadorippe levashiensis) были названы в честь с. Леваши. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что теперь небольшой дагестанский поселок увековечен в истории, а про находки новых видов крабов узнал весь научный мир! В вышеназванной статье есть подробное описание четыре новых видов крабов из России: один из Московской области (А.), три из Дагестана (В. С. D.).

Панцири крабов: A. Personadori-ppe kalashnikovi gen. et sp. nov. B. Personadorippe levashiensis gen. et sp. nov. C. Vectis collinsi sp. nov. D. Le-vashidromites cornutus gen. et sp. nov.

Следует заметить, что в коллекциях музеев с. Куппа и с. Н.Чугли, ещё есть немало неизученного и не получившего научную оценку материала, который нуждается в доскональном изучении и реализации в научном обороте. К примеру, по ракообразным имеются, найденные у с. Гонода, Шамильского района, отпечатки клешни рака из слоёв Келловея (165 млн. лет.), Среднеюрской системы. Может быть этот рак станет очередным сенсационным новым видом, которого не знала наука?

Отпечатки клешни рака (165 млн. лет.)

Думаю, что в Дагестане будет найдено ещё немало палеонтологического материала, который может дать толчок в развитии и популяризации этой науки в России. При соответствующем подходе в продвижении проектов и программ по развитию и изучению данной науки, возможно даст положительный бонус для экономики Дагестана, учитывая возросший интерес туристов к экспонатам и находкам палеонтологии и геологии в нашей республике.

Хочется поблагодарить главу администрации МР «Левашинский район» Дабишева Шамиля М. за помощь в получении статуса филиала музея, музею Хаписова О. К., который создал музей у себя дома чисто на энтузиазме и любви к родному краю.

Работники МКУК «Куппинский музей палеонтологии,

археологии и краеведения» -

Омаров Ш.И. (канд. ист. наук) и

Хаписов О.К. (зам. заведующего).