Меню
16+

Сетевое издание «По новому пути»

11.12.2020 18:01 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 11.12.2020 г.

Цудахар-Дарго

Цудахарцы — один из крупных даргинских субэтносов. Со своим диалектом, говором и наречиями, резко отличающимися от литературного языка, порой даже не совпадающие с общепринятым в советское время за основу акушинским диалектом.

Цудахар-Дарго

Цудахарцы — один из крупных даргинских субэтносов. Со своим диалектом, говором и наречиями, резко отличающимися от литературного языка, порой даже не совпадающие с общепринятым в советское время за основу акушинским диалектом.

Точная численность цудахарцев неизвестна, но в принципе, если учесть, что в цудахарское общество входит около 40 сёл компактного проживания, и многие ешё живут в разных местах Дагестана и в других регионах России и за её пределами, в частности, в Киргизии, в Турции, то их около ста тысяч и более человек. Являясь по значимости вторым в Суперсоюзе «Акуша-Дарго» Цудахарское вольное общество имело статус-кво; в решении некоторых вопросов внутреннего и внешнего регулирования своего общества, отличающихся от общих установок и целей Союза. Например, Цудахарское общество во главе с Аслан-кади поддержало Имама Шамиля в антиколониальной борьбе с Царской Россией наперекор политике нейтралитета, которой придерживался акушинский кадий, лавируя между двумя противоборствующими сторонами конфликта.

Из цудахарского народа вышло немало героев, наибов и мудиров в Кавказской войне 1817-1864 гг., оставивших след в истории. Самое активное и самоотверженное участие с проявлением массового героизма цудахарцы приняли и в другом антиколониальном восстании в Чечне и Дагестане в 1877-1878 гг. Одними из руководителей, восстаний в Дагестане, были Ника-Кади и Гази-Магомед из Цудахара, и Муртазали Мямма из Куппа. В ходе которой, после упорного и ожесточённого сопротивления с превосходящими силами царских войск, полностью были разрушен аул Куппа, и наше родовое село — сердце и столица мужественного цудахарского народа — Цудахар. Более детально эти исторические события освещены в объёмной книге Омарова И.И. «Куппа — очаг мой родной» изд. 2020г., стр. 872.

Являясь неотъемлемой частью даргинского народа, и в семье братских народов Дагестана, цудахарцы во все времена и периоды исторического развития Страны гор принимали непосредственное и активное участие во всех значимых событиях, нередко выпадавших на долю своей родины. Внеся свою лепту в общую копилку материальной и духовной культур её разноязычных народов. Из цудахарцев вышло немало исторических личностей, учёных, общественно-политических и государственных деятелей, спортсменов, бизнесменов, героев войны и труда, известных религиозных авторитетов, деятелей науки и поэтического дара прославивших свой прекрасный край. Цудахарцы также известны своим крепким духом, предприимчивостью, целеустремлённостью, смекалистостью и мастерством, хорошим нравом и гостеприимством. Об этих отличительных чертах характера цудахарцев, свойственных и другим народам Кавказа, есть немало свидетельств современников разных периодов их жизнедеятельности.

Как известно, время не стоит на месте, и, соответственно, мир меняется вместе с его круговоротом. По ходу улучшения быта и условия жизни, с наступлением научно-технического прогресса и особенно в последнее время, резко ускорившееся, с появлением всемирной паутины — интернета, люди столкнулись и с негативным воздействием, как ни странно, на умы и уклад жизни человека и обратной стороны технических и материальных достижений, духовно-нравственного регресса, так называемой глобализацией всех сторон деятельности человека, особенно в той её части, где дело касается нравственной стороны, сутью которой становится размытие и нивелирование всех граней моральных ценностей человека, чреватой потерей своей идентичности к определённым традициям и религиям, значит, и разрывом тонкой связи поколений и семейно-родственных уз, разрушающий компас жизненных ориентаций. Особенно ощутимо и наглядно это видно на печальном примере малых народов и этносов, многие из которых исчезли или на грани исчезновения с этнической карты мира, растаявши будто снег... Мы сами, являясь частицей своего маленького народа, становимся свидетелями того — как немеет и исчезает наш язык, словно песок через сито, все реже слышим, вернее не слышим чистоту родной речи, что звучала веками как горный ручей, лаская наш слух с колыбели до смерти. Подобно тому, как чистейшая и целебная вода превращается в мутный поток после дождя, так и наш язык тускнеет и меняется под воздействием чужеродных слов до неузнаваемости, превращаясь в суррогатную смесь... Всё чаще, подрастающая поколение, да и многие из старших стали забывать свой материнский язык, а — то и стесняются на нём говорить, считая это признаком отсталости, что ещё хуже и страшнее, открыто отвергают и не признают его, относя его к неперспективным и пустой тратой времени на изучение... И естественно конечно, с потерей родного языка теряется и всякий интерес к своим обычаям и традициям, к истории, к духовной и материальной культуре своего народа, тем самым выводя себя за рамки поведенческих и наследственных ценностей своего этнического социума, неизбежно превращаясь в манкурта — человека без рода и племени, в космополита. Но зато, игнорируя и не признавая свои корни происхождения, он хорошо помнит чужие обычаи, даты и праздники, широко отмечая их, полностью уподобляясь им с их образом жизни и поведением. Они лучше знают и любят всю родословную женоподобных артистов российской эстрады, чем своих родителей и предков. Это и есть сбывшая мечта всех захватчиков и колонизаторов, целью и лозунгом которых является формула «народ не считается побеждённым до тех пор, пока его не лишат исторической памяти и не уподобится им». Что к великому сожалению и горечи мы и наблюдаем вокруг нас на каждом шагу. Полные залы гламурной и экзальтированной молодёжи в коротких штанишках на концертах окольцованных и обезьянившихся артистов российской поп музыки в Дагестане лишнее тому подтверждение, позор и стыд все более деградирующему общество. Разве за такое поколение и «счастье» сражались и гибли веками наши героические предки с многочисленными врагами.

Обеспокоенные таким гибельным положением вещей, видя и осознавая архиважность сохранения родного языка, как основного и цементирующего элемента в сохранении идентичности своего народа, его места и роли среди других народов, нашлись неравнодушные энтузиасты вызвавшие помочь в деле спасении, сохранении и изучении материнского языка. По инициативе Зайнутдина Алибекова из Куппа возникла группа по созданию алфавита цудахарского языка. Уже работая более полугода, эта Инициативная группа по крупицам собрала около семи тысяч слов цудахарского диалекта даргинского языка, многие из которых давно были забыты, или же почти не использовались, заменяя их русизмами и другими непонятными примесями. Наряду с этим, параллельно идёт процесс обработки собранного материала специалистами филологами. Членами группы проводятся встречи с общественностью и активом цудахарских сёл, пропагандируя и объясняя фундаментальную роль и важность языка в сохранении обычаев, традиций, и моральных норм многовековых этнических ценностей. Посещают школы, присутствуют на уроках родного языка, объясняют детям цель своего визита. Активными участниками группы являются: Анвар Зайнутдинов из Куппа, Магомед Меджидов из Верхней Арши — автор книги «Арши и аршинцы», Багаутдин Шамилов из Куппа, филолог Абубакар Абубакаров из Аметеркмахи, филолог Джалалутдин Абдулазизов из Куппа, филолог Шахризат Гаджиева из Цудахара, Ахмед Ханилаев из В. Арши, Хадижат Омаровна, Марьям, музыкант и исполнитель народных песен Гази-Магомед из Убеки, Ахмед Гусейнов и другие.

С целью координации действий сгруппировавших вокруг изучении языка и создании алфавита людей в вацапе создана группа «ЦIудхъуран мец» основателям и модератором которого является Анвар Зайнутдинов. А также в интернете, в Ютубе, создан и действует канал «Цудахарское общество» уже имеющего немало подписчиков, где рассказывается о жизни, быте и истории родного края и ее трудолюбивых жителей. Своими советами, консультациями в меру своих сил помогает Омаров Иса Исаевич — «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан», Лауреат Международного фонда им. Имама Шамиля», «Лауреат благотворительного фонда им. Омарла Батырая», публицист-фольклорист, этнограф, член Союза журналистов России и автор многих книг и брошюр о цудахарской культуре, литературе и истории, директор МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения» В этом деле большую помощь оказывает и его сын, кандидат исторических наук, Шамиль Омаров. Кроме того, силами общественности при поддержке и помощи местных и районных властей в цудахарских сёлах проводятся работы по благоустройству территорий, дорог и площадок, ведётся воспитательно-разъяснительная работа среди населения по бережному отношению к природной среде и экологии, мерам по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм. Отношением неравнодушия к среде обитания также послужил яркий пример тебекмахинцев, полностью благоустроивших своё труднодоступное село среди скал, методом народной кооперации. Об этом трудовом подвиге тебекмахинцев с удивлением и восхищением писали и показывали неоднократно даже по ТВЦ России. По их примеру, такие же работы были проведены и в Куппах, Арши и в др. сёлах, не только в цудахарском округе, но и во многих местах Дагестана. Большое им спасибо за такую любовь по отношению к родному селу.

Надо сказать, с изменением общественно-политической системы в целом в стране, и последовавшие за этим кардинальным изменениям в постсоветском обществе в девяностые годы прошлого столетия, у людей появился неподдельный интерес к своей истории, культуре и религии. После более 70-летнего «ледникового периода» воинственного атеизма появилась возможность возрождения своей религии, и возврата к духовно-нравственным и этно-социальным ценностям своего народа. Как и другие народы, цудахарцы воспользовались этим историческим шансом сполна, и за короткий срок, со свойственным им решимостью и сноровкой, не только восстановили старые, но и построили новые и ещё краше мечети, медресе и др. культовые здании и центры исламского образования. Духовные лица, старейшины и алимы проводят огромную богоугодную разъяснительную работу по духовно-нравственному воспитанию и религиозному просвещению народа. Систематически проводятся благотворительные акции в помощь бедным и больным. Велика и незаменима их роль в отправлении культовых служб и наставничестве. Оказывают существенную помощь в улаживании семейно-бытовых, земельно-имущественных и общественных конфликтах посредством маслиата на основе ислама и шариата, играя таким образом положительную роль в оздоровлении морально-психологического состояния общества и предупреждении негативных явлений, в непростые времена переходного периода ломки общественно-политических формаций.

Как известно, и было выше сказано, цудахарское вольное общество приняло самое активное участие в Кавказской войне 19-го века на стороне Имама Шамиля. В ходе и итоге этой изнурительной и затяжной продолжающейся десятилетиями войне многие цудахарские сёла были разрушены и сожжены царскими войсками. Ища спасения от бесконечных лишений и страданий, люди были вынуждены покинуть свои с таким трудом обжитые жилища и перебраться в более безопасное место — вглубь Имамата, в Аварию и в Чечню, и начать новую жизнь на незнакомом месте, со временем сливаясь с местным населением, принимая их язык и обычаи. Апофеозом и показательным примером исхода цудахарцев, известным в истории как явление мухаджирство (изгнание за Веру), стал уход жителей с. Куппа в полном составе в Аварию и Чечню в 1846г. и находились там в течение полутора десятка лет, вплоть до окончании войны с пленением Шамиля. Первые переселенцы начали возвращаться в свои родные очаги уже к 1857г. и нашли своё село разрушенным до основания, заросшим дикими кустарниками и чертоплохом. И вот, по инициативе и по зову сердца патриотов своего края Магомеда Абакарова и Шамсутдина Ханова и других, для восстановления дружественных и родственных связей был проведён автопробег «Куппа-Хаттуни» в Чеченскую республику, где проживают потомки цудахарских мухаджиров, оставшихся жить после окончания Кавказской войны на новой родине, принявших их как родных в тех ужасных условиях беспрерывной войны, деля пополам все тяготы выпавшие на их долю. Со временем смешавшись с местным населением они создали новый тейп «ЦIадахърой», т.е. цудахарцы. Хоть они и считают теперь себя чеченцами и с течением времени постепенно забыли первоначальный родной язык, но всегда помнили о родине своего происхождения Цудахарии и мечтали увидеть её, как завещали им их предки, которым так и не суждено было это сделать...

Девятого сентября 2017г. в сел. Куппа состоялось историческое и знаменательное событие. Почти через двести лет своего вынужденного отсутствия на родной земле, с ответным визитом приехали гости из Чечни, из села Хаттуни Веденского района, потомки наших мухаджиров, около ста человек на 32-х машинах. Почётных и дорогих гостей с радушием в Куппах встречали представители многих сёл цудахарского общества. Что интересно и символично, уходили дагестанцами — приехали чеченцами! Это удивительный факт исторической метаморфозы! Перековка двух народов в одно целое, ставшими родоначальниками нового рода и тейпа «ЦIадахрой» как память и код своей родины! Кто бы и что бы ни говорил, судьбы наших народов так сплелись вместе, в общей борьбе и невзгодах. Подобно тому, как куется амузгинский булатный сталь, чем больше скрученных прутьев железа, тем крепче клинок! На встрече было произнесено много ярких речей и сказано тёплых слов. Это было поистине торжество народной дипломатии в действии, пример добрососедских и братских отношений. Репортаж о встрече можно посмотреть в Ютубе «Встреча двух сёл». Буквально недавно 25.11.2020г. в Куппах был открыт мемориальный комплекс, посвящённый событиям на Куппиинском перевале в сентября 1919г. — разгрому деникинского карательного отряда полковника Шокали и последовавшим через год трагическим событиям октября 1920г., когда частями 11-й Красной Армии во главе с Нажмутдином Самурским было зверски убито более 80-ти совершенно невинных людей, включая женщин, стариков и детей. Такие же и более тяжкие преступление против человечности были совершены и в Хаджалмахах, где были расстреляны, зарублено и заколото более 360 чел. Генечутле — 68 чел., Гергебиле, Сивухе и др. местах Дагестана. Открытию мемориального комплекса предшествовала большая подготовительная работа Инициативной группы, во главе с известным краеведом и публицистом И.И. Омаровым. В том числе и автор этих строк, а также патриот родного края Джалалутдин Абакаров, более месяца искали, изучали и исследовали документы, связанные с данными трагическими событиями в государственном центральном архиве Республики Дагестан. И оказалось, что рукописи не горят, что не все следы зверских преступлений были утеряны и скрыты...

На фотографии слева направо: Жалалутдин Абдулазизов, Зайнутдин Алибеков, Иса Омаров, Шамиль Алиев, Багаутдин Ханов.

Ш.А. Алиев, любитель истории и родного края

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

85